Что мешает краю превратить сбор и переработку дикоросов в доходное дело?
Сегодня в нашем регионе, по официальным данным, заготавливается лишь один процент от имеющегося запаса всего, чем богата сибирская тайга: ягод, целебных трав, орехов, грибов. Предпринимателей отпугивают не только условия работы в труднодоступных территориях, но и несовершенство федеральных законов.
Серый бизнес
Из 1,6 млн тонн потенциально доступных дикоросов в крае перерабатывается чуть более полутора тысяч тонн. ИП и легальным компаниям непросто официально трудиться в тайге и «делить поляну» с частниками.
Сбором и переработкой папоротника, лисичек, лекарственных трав, кедрового ореха и ягод у нас официально занимаются более 30 индивидуальных предпринимателей и компаний. Могло быть и больше, однако бизнес сдерживает удаленность мест заготовки от центров переработки и потребления, сезонность, невозможность прогнозировать, влиять на «урожай». Впрочем, это объективная данность – тайга всегда была необъятной, дорог там мало, погода непредсказуема. Есть и другая причина нежелания бизнеса развивать это направление. В министерстве лесного хозяйства региона нам пояснили, что по закону бизнесмен, желающий заниматься заготовкой, обязан взять в аренду лесной участок, обеспечить затратные лесоохранные мероприятия и пожарную безопасность. Платить арендную плату при этом он будет вне зависимости от того, удачный был год или нет. Мы уж не говорим о сложности самой процедуры оформления участка в аренду. Возможно, именно поэтому господдержка по развитию переработки дикоросов в крае не пользуется спросом – за последнее время гранты для предприятий в этой сфере не предоставлялись.
При этом обычный гражданин, собирающий дикоросы исключительно для себя, может заготавливать их в неограниченном количестве и не думать об аренде. Он может даже забрести на арендованный участок, и никто его не прогонит. Иными словам, регистрировать предприятие, организовывать инфраструктуру в этой сфере невыгодно – проще «ходить по грибы для себя». Собственно, сейчас бизнес в тайге именно так и делается – заготовка поставлена на поток у целых семей или даже поселков. Каков объем этого серого бизнеса, определить сложно.
Магистры таежных наук
Понятно, что законодателям не мешало бы задуматься о том, как стимулировать людей заниматься сбором дикоросов легально. Ведь зарегистрированная компания – это налоги, официальные рабочие места с гарантиями для сотрудников, создание инфраструктуры, технологических цепочек по переработке продукции, сбыту. Данное направление при должном подходе и ликвидации административных барьеров очень перспективное. По данным Союза заготовителей и переработчиков, сейчас из России каждый год экспортируется дикоросов на сумму 300–500 млн долларов. А к 2024 году цифра может вырасти до триллиона в год. Грибов в 2015–2017 годах из страны вывезли почти 60 тысяч тонн, кедровых орехов – около 25 тысяч тонн.
Представитель одной из компаний, занимающихся сбором и реализацией трав, Ольга Ковалева рассказывает: еще одна проблема отрасли – недостаток квалифицированных кадров. Сегодня травы в крае заготавливают единицы. По мнению Ковалевой, такое положение сложилось из-за того, что бизнесмен должен обладать специфическими знаниями. Сегодня сформировавшиеся «бренды» есть только у производителей иван-чая.
Регистрировать предприятие, организовывать инфраструктуру в этой сфере невыгодно – проще «ходить по грибы для себя». Собственно, сейчас бизнес в тайге именно так и делается – заготовка поставлена на поток у целых семей или даже поселков. Каков объем этого серого бизнеса, определить сложно
Гладко на бумаге…
Эксперты заявляют: наш край богат дикоросами. На территории региона сразу несколько климатических зон, есть лесотундра, степи, тайга, везде свои экосистемы, как результат – уникальное биологическое разнообразие. Но это богатство не прибавляет денег в краевую казну. Наши делегации даже ездили к томичам перенимать их успешный опыт сбора и переработки даров леса. Но пока ситуация не изменилась.
В конце прошлого года депутаты Госдумы разрабатывали законопроект о правилах сбора грибов, ягод, орехов и других растений. Однако идею не поддержали в территориях. Те, кто занимается этим бизнесом, считают, что правильнее было бы не устанавливать квоты, вводить штрафы за лишнее ведро, а узаконить переработку, помочь предпринимателям в развитии этого направления, в сбыте готовой продукции. Намерения превратить этот бизнес в доходное дело есть. Правда, пока лишь на бумаге…