Томичи планируют первыми в РФ создать плантации брусники и морошки
ТОМСК, 5 апр – РИА Томск. Томский район может стать площадкой для реализации первого в России проекта по промышленному культивированию морошки, брусники и других лесных ягод; его разработали студенты и преподаватели Института экономики и менеджмента Томского госуниверситета (ИЭМ ТГУ). Подробности – в материале РИА Томск.
Сибирь без сибирских ягод
По оценкам экспертов Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства и торфа, почва Томской области идеально подходит для выращивания лесных ягод – клюквы, брусники, морошки, черники, малины и жимолости. “Культуры, о которых идет речь, являются исконными для нашего региона. Особенно это касается Томского района”, – комментирует РИА Томск замдиректора института Маргарита Романова.
По данным специалистов, в лесах Томского района преобладает почва с высоким уровнем кислотности, что и требуется для хорошего урожая ягод.
“Получается, что сама природа создала нам все условия для выращивания ягод, но мы этой возможностью пользуемся по минимуму, – сетует завкафедрой оценки и управления собственностью ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов. – Посмотрите на упаковки ягод в томских магазинах – их завозят к нам в лучшем случае из Вологды. И это при наших-то ресурсах…”
Ягоды с томской пропиской
Хлопцов со своими студентами разработал масштабный проект – он предназначается для Томского района и предполагает создание крупного бизнеса по промышленному культивированию лесных ягод. Заказчиком проекта выступил гендиректор ООО “Управляющая компания ТИСК” Александр Беляев.
“Во время консультации с экспертами Научно-исследовательского института садоводства Сибири (Барнаул) мы выяснили, что сибирские ягодные травянистые культуры в России в промышленных масштабах не культивируются. Этими ягодами занимаются только небольшие питомники”, – рассказывает Беляев.
По его словам, о ежегодном повышении спроса на ягоду во всем мире говорят многие эксперты, в том числе аналитики томской компании “ТОККО”. Они выяснили, что, например, объем экспорта клюквы в 2015 году составил более 1,8 миллиарда долларов.
“Крупные хозяйства, где эффективно и выгодно выращивают бруснику и клюкву, есть в Белоруссии, Прибалтике, Австрии, Чили, США и Канаде. Швеция, Дания и Норвегия выращивают и экспортируют по всему миру морошку. Россия в топ мировых экспортеров не входит”, – говорит бизнесмен.
Томичи намерены вывести свой регион на российский, а затем международный рынок лесной ягоды. Для реализации проекта им необходимо 10 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель Томского района. Сейчас эти участки поросли лесом и не используются людьми. По данным авторов проекта, всего в районе насчитывается около 160 тысяч гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, заросших лесом.
Альтернативным вариантом размещения проекта могут стать земли лесного фонда, содержащие необлесившиеся вырубки, прогалины и гари от лесных пожаров.
На участках, которые необходимо будет арендовать у района, планируется обустроить так называемые чеки – поляны, окруженные лесом по периметру. Часть деревьев придется вырубить, часть перевести в категорию охранных лесов. “Вырубка необходима для высаживания саженцев и проезда техники. Нужно найти участки, где растет так называемый брусничный и черничный сосняк. Нет смысла трогать кедрач или лиственницу, потому что там мы не получим хорошего урожая ягод”, – объясняет Хлопцов.
Он добавляет, что деревья защитят саженцы от ветра в теплое время года, а зимой – от выдувания снега, который тоже важен для сохранности ягодных культур.
Роботы и люди
После обустройства земель начнется высадка саженцев. Их подберут под контролем специалистов из профильных научно-исследовательских институтов. Высаживать, а затем и собирать урожай будут с помощью специальных комбайнов.
“Опыт других стран говорит, что современные роботизированные комбайны отлично справляются с этими задачами. Ручной сбор – прошлый век. Но смысла в комбайне нет, если у нас всего одна тысяча гектаров. Поэтому мы планируем проект на большой площади”, – рассказывает Хлопцов.
Комбайны получится нагрузить работой и за счет разницы в сроках созревания ягод. “Жимолость созревает раньше всех, значит, комбайны выходят в первую очередь на посадки жимолости. Потом черед черники, малины. Позже всех созревают брусника, облепиха и клюква”, – объясняет он.
Обслуживать “умную” технику, обновлять саженцы и использовать новые сорта, работать на построенном в районе или Томске заводе по переработке, сушке, заморозке и упаковке ягоды будут примерно две тысячи человек.
“Проект предполагает до двух тысяч новых рабочих мест. И это еще одна причина реализовать его именно в Томском районе, – рассказывает потенциальный инвестор Александр Беляев. – Где-нибудь в Бакчаре мы не найдем столько квалифицированных специалистов, и привлечь их из Томска в район тоже вряд ли получится”.
По его словам, проект обойдется примерно в 5 миллиардов рублей – это деньги самих инвесторов и кредиты от Сбербанка и Россельхозбанка. “Несколько лизинговых компаний заявили, что предоставят оборудование и комбайны. К кооперации по проекту готовы также региональные переработчики ягод, которые вынуждены покупать лесные ягоды для своего производства в других регионах”, – добавляет Беляев.
Срок реализации первой очереди проекта – 10 лет. Совокупные налоговые отчисления – 500-800 миллионов рублей в год, НДФЛ в региональный и местный бюджеты – около 100 миллионов рублей в год. На втором этапе планируется развитие собственного пищевого производства, а также создание продуктовой линейки для медицины и фармакологии.
Когда новые томские ягоды попадут на стол к томичам
Проект уже презентовали властям региона и Томского района. Положительные оценки получены, но есть замечания со стороны прокуратуры. Ведомство, по словам Беляева, обеспокоено планируемой вырубкой деревьев.
“Сейчас мы ведем конструктивный диалог. Если вопрос решится оперативно, то высадить первые саженцы планируем весной-осенью 2019 года. Первые результаты появятся через два-три года. Часть ягоды будет продаваться в Сибири, часть пойдет в другие регионы и на экспорт. В целом экспорт сушеной и замороженной ягоды планируется в пределах 70-100 тысяч тонн в год”, – планирует бизнесмен.
Сушеные (сублимированные) и замороженные томские лесные ягоды, по мнению Беляева, имеют все шансы стать брендовым продуктом региона наравне с шоколадными и кедровыми конфетами местного производства, ягодными джемами и винами.